Скобление
Добавил(а) Administrator   

В отличие от всех прочих использует бересту осенней заготовки. Остальные идут по более легкому пути, используя наиболее доступную весеннюю бересту, которая без особых проблем отделяется от ствола. В начале лета береста как бы прикипает к стволу и её заготовка становится кратно более трудоёмкой. К тому же такая береста гораздо менее декоративна, хуже обрабатывается и тонируется.

 

Особенности техники

Береста осенней заготовки - особый материал. Её внутренняя сторона имеет ярко выраженный красный цвет (скорее даже тёмно-красный). Однако этот красный слой тонкий, и если его отскоблить, то под ним идут слои традиционного кремово-коричневого цвета. Естественно, таким образом можно выскоблить и какой-то узор. Не сказать что такой способ художественно обработки бересты имеет какие-то особые художественные и эстетические преимущества. Но смотрятся такие изделия на фоне прочих берестяных весьма необычно.

Проследить истоки этой техники весьма трудно. Ведь изначально она была распространена у жителей тундры и северной тайги (в том числе и север Томской области) у которых по сути нет сколь либо древних письменных летописей. Вполне возможно что техника очень древняя, ведь одна из особенностей берёзы это гораздо более быстрое гниение самой древесины относительно бересты. От упавшей берёзы во влажном климате уже через несколько лет может остаться только оболочка из бересты. Так что найти такой материал и что-то на нём нацарапать человек вполне мог ещё в каменном веке.

Естественно за годы использования техника развилась и даже приобрела некое мистическое предназначение. У лесных народов всегда присутствовало особое отношение к лесу который был для них по сути всем миром. Своё место в этой системе занимала и берёза, а следовательно и изделия из неё. В орнаментах традиционных изделий довольно чётко прослеживаются три типа мотивов: геометрические, растительные и зооморфные. На рисунке можно посмотреть пример такого орнамента с традиционными мотивами.

Надо сказать, что традиционные узоры скоблёной бересты весьма характерны. Так что опознать их можно не только по запоминающемуся сочетанию цветов (тёмно-красного и оттенков коричневого). Хотя сейчас можно и встретить работы в этой берестяной техники но по совершенно другим изобразительным мотивам.

 

Пример такого типа изделий показан на рисунке. Даже трудно однозначно отнести данное изделие к чему-то. Скорее это переосмысление традиционной росписи в технике скобления, которое от этого смотрится весьма необычно. Вообще-то и большинство современных изделий в этой технике только пытаются имитировать старые традиции, подбирая узор по каким-то дизайнерским канонам. В реальных же народных изделиях каждый элемент орнамента на бересте имеет какое-то значение. Да и предварительная разметка рисунка для старых скоблёных изделий нехарактерна. Часто начиная работу над изделием мастер вообще смутно представлял, что за узор выйдет у него в итоге. Так что изделия получались очень живыми и индивидуальными. И в любой другой бересте слишком уж идеальная правильность это скорее признак массовой продукции.

 

Скобление может сочетаться и с другими приёмами. Так на всех иллюстрациях данной статьи видно что в качестве дополнительного декоративного элемента применено плетение. А на туесе с последнего рисунка классическая скоблёная береста сочетается с элементами резной аппликации дополненной тиснением.