Техники украшения
Добавил(а) Administrator   

В отличие от техник изготовления, которые диктуются свойствами бересты как материала, весьма разнообразны. А так как эстетическая сторона берестяных изделий вышла на первый план, то наблюдается бурное развитие старинных техник, их взаимопроникновение и даже создание новых, которые учитывают достижения технического прогресса. Но вначале разберём то что было раньше.

 

Предпосылки возникновения

Человеку с незапамятных времён было свойственно украшать себя, предметы быта и своё жилище. Береста в этом ряду совершенно ничем не выделялась из прочих предметов обихода. Её естественно пытались как-то украсить. Вполне логично предположить что ценящиеся сейчас красивая природная фактура и натуральность материала в давние времена ценились мало. Древнего человека и так окружало сплошь всё натуральное. Не очень богатые у него были и возможности для прочего оформления. Не было тогда Интернет и магазинов хозтоваров.

Именно поэтому художественное оформление берестяных изделий развивалось разными и замысловатыми путями. По сути старые мастера творили свои изделия на основе каких-то местных материалов, или на основе тех, которые можно было относительно легко выменять на что-нибудь у соседей. Каких-то особых технологий специально для бересты сильно тоже не изобретали, применяли то, что было привычно, соответствующим образом адаптируя. Это вообще общее место прогресса, учёные заметили ещё на примере металла, что многие приёмы его обработки просто модернизированные приёмы для дерева. Да и во времена зарождения берестяных промыслов навряд ли кто-то мог позволить себе узкую специализацию только на бересте.

Так и появились разные, часто довольно неочевидные и замысловатые способы украшения бересты. Типичный пример - скоблёная береста, которая возникла у северных народностей. С одной стороны вроде неудобная технология, в том смысле что бересту заготовить для неё гораздо труднее. Но если вспомнить одну из операций выделки шкур животных - скобление, то всё становится на свои места. Просто жители приспособили известную им технологию, получив кстати весьма оригинальные изделия. Да и с железными изделиями (для резьбы по бересте) или с красками (для её росписи) в той же тундре было явно напряжённо.

 

Основные техники

В принципе каждая из них заслуживает отдельного и более подробного описания с картинками. Которые также есть на сайте. Здесь же мы как бы бегло окинем взглядом все те приёмы которые используются для украшения берестяных изделий.

Художественное плетение. Разные верёвки и узлы сопровождают человечество с доисторических времён. Естественно, что основной задачей плетения было либо создание самостоятельных изделий из берестяных полос, либо крепление между собой берестяных пластин. Но не менее естественно что случайно ли, намеренно ли, обнаруживалось что сплести можно ещё вот так-то, чтобы было не только функционально, но и красиво.

Как самостоятельное направление сейчас это развито не сильно. Но различные плетёные и шитые берёзовой ниткой элементы в изделиях представлены очень широко. Часто узор дополнительно подчёркивается разницей в цвете берестяных лент.

Скобление. Также остаётся довольно редкой техникой прежде всего из-за проблем с заготовкой исходного сырья. Осенняя береста очень трудно отделяется от ствола. Опять же данная техника требует довольно специфических навыков и инструмента, так что большинство новых мастеров предпочитают работать в более массовых техниках.

Тиснение. На сегодня пожалуй самая распространённая из техник украшения бересты. Популярность её вызвана не столько художественными достоинствами, сколько хорошей адаптированностью к массовому производству. Современные технологии позволяют изготовить весьма замысловатые клише из металла. Малогабаритные прессы вполне доступны по цене. Естественно всё это привлекает к этой технике производителей массовой сувенирной бересты. Если касаться Томского рынка то пожалуй более 90% его (того, что можно просто купить в сувенирных киосках) это именно тиснёная береста.

При этом не стоит думать что тиснение это что-то второго сорта. Оно широко применяется как дополнение к другим техникам. Да и само по себе, особенно в сочетании с грамотным тонированием способно в итоге выливаться в весьма декоративные и своеобразные вещи.

Резьба. Это собственно тот сегмент, в котором наблюдается наибольшее количество действительно высокохудожественных работ. Во-первых, здесь в отличие от большинства прочих техник буквально присутствует объём рисунка. Огромное количество разных конкретных техник делает эти изделия индивидуальными и запоминающимися. Многослойная аппликация прорезных берестяных узоров разного цвета позволяет создавать сувениры от которых действительно трудно оторвать взгляд.

Ну и опять же, данная технология гораздо труднее поддаётся автоматизации, что приводит к более осмысленному вхождению мастеров в данный сегмент. Да и та автоматизация, что есть, типа автоматической резки, удовольствие достаточно дорогое, а потому если уж её используют, то стараются выжать возможности технологии по максимуму.

Роспись. Берестяное изделие, как и любое другое, можно и расписать. Что с успехом и делается. Собственно роспись - это самый древний и доступный вид искусства. Однако применительно к современной сувенирной бересте он не очень распространён. Причин тут несколько. Береста сама по себе не очень удобный материал для росписи. К тому же закрывать слоем краски её фантастическую и удивительную живую фактуру ... в современном мире это явно не майнстрим. Так что роспись по бересте практикуется либо там, где у этой техники (или просто у росписи) многолетние традиции, или рядом производителей для расширения ассортимента предлагаемых сувениров.

 

Реальные технологии. Это вообще нечто особенное. Мир стал теснее, все друг о друге знают, работы хоть и на картинках видели, а потому встретить сегодня на сувенирном рынке что-то, хотя бы внешне, выдержанное «от и до» в старинных традициях необычайно сложно. Массовый рынок тут вообще явление особое ... да и как-то у старых мастеров не было изделий «магнит на холодильник». А говоря о мастерах с выраженной творческой индивидуальностью, скорее уместно говорить о преобладании какой-то техники и наличии элементов других. Часты вообще смелые эксперименты сочетания бересты с металлом, природными камнями, стеклом, разными бытовыми вещами.

Ольга Боронина (на чьём сайте Вы находитесь) работает в технике многослойной прорезной резьбы с элементами ручного тиснения и декоративного плетения. Есть ещё ряд нюансов делающих её работы отличными от других, но это уже профессиональные секреты, которые тут раскрывать не будем.