Резьба
Добавил(а) Administrator   

Украсить берестяное изделие можно и путём вырезания на нём узоров. Техника сама по себе давняя, ведь в принципе можно было вырезать их обычным ножом. В Томской бересте очень распространённая. Не в последнюю очередь благодаря известному Томскому деревянному зодчеству. Правда что из них появилось раньше сказать трудно - это вечный спор про курицу и яйцо, скорее всего развивались как-то параллельно. Но в современном виде можно сказать что заимствование идёт однозначно со стороны берестяных изделий, тем более что исходный материал богат и самобытен.

 

Техники

Варианты того, как именно можно украсить резьбой берестяное изделие, многочисленны. По большому счёту их можно разделить на: поверхностную резьбу, прорезную резьбу и аппликацию. Хотя в чистом виде они встречаются не часто и обычно комбинируются как между собой так и с совершенно другими технологиями. В случае Томской бересты можно говорить о практическом отсутствии в ней техники поверхностной резьбы. Тут есть такая интересная особенность, что поверхностная резьба по дереву в Томске вполне развита, но если взять ту же деревянную архитектуру, то также обнаружим её только в незначительном количестве.

Прорезная резьба - это пожалуй одна из визитных карточек именно Томской бересты. Узор здесь образуется с помощью системы сквозных отверстий. Такой подход конечно создаёт некоторые проблемы, не всякий узор выполним в такой технике. Но и вместе с тем даёт новые возможности. Размещая прорезные узоры в несколько слоёв, комбинируя слои с разным цветом, можно добиться фантастических художественных эффектов. Кстати для Томской техники характерно именно использование слоёв бересты разных цветов (иногда дерева), фольга и прочие материалы в качестве подкладки почти не применяются.

Аппликация - традиционная техника для листовых материалов, которая вполне применима и к бересте. Тут также обычно обыгрывают разные цвета подложки и наклеиваемых элементов. Достигается это или выбором изначально отличных цветов бересты, либо различной обработкой материала. Существенным отличием от всем привычной бумажной аппликации является объёмность. Береста имеет вполне ощутимую толщину и аппликация из неё сама по себе создаёт ощущение объёма узора. Которое может быть усилено многократным наложением элементов и наличием уже в них прорезной резьбы через которую частично видны нижние слои.

Встречаются также и различные комбинации техник. Например разновидность аппликации при которой элемент не наклеивается на предыдущий слой, а вклеивается в специально вырезанное в нём отверстие.

 

Степень уникальности

Автоматизировать и оптимизировать в наше время можно почти всё. Резьба по бересте тут не исключение. Хотя в смысле извлечения прибыли и массового производства тут всё не так хорошо как в случае с тиснением. Штамповать (в буквальном смысле этого слова) изделия тут не получается, но убыстрить и удешевить процесс тут можно.

Лазерные резаки и 3D фрезеры способны быстро воспроизвести любой узор в больших количествах. Другое дело что каждый раз для его создания нужно надолго задействовать эту довольно дорогостоящую технику. Да и требования к обслуживающему её персоналу довольно высокие. Так что каких-то аномально дешёвых изделий тут не получить. Таким образом обычно изготовляется многослойная аппликация с очень сложными узорами. Вообще в плюсы метода относиться обычно весьма достойное качество конечных изделий, ведь программа это не штамп и всегда есть возможность без особых затрат подправить допущенные огрехи. Опять же сам метод не предполагает штампования сотен и тысяч изделий близнецов для получения рентабельности. Вполне можно на основе одного начального узора делать небольшие партии каждая из которых несколько отличается от другой (другое дело что пользуются этим нечасто ... сотнями штамповать и здесь проще).

Самым же распространённым способом массового производства резной бересты сегодня является ручной труд. Так что часто самые массовые и недорогие изделия в технике резьбы - это действительно ручная работа. Единственный минус тут в том что массово производить таким образом не очень просто. Всё же когда речь идёт о ручной работе то у человека должен быть талант к этому делу, да и для сложных изделий требуется весьма серьёзный опыт. Потому массовая резная береста сегодня представляет собой довольно запутанную и неразработанную нишу. Одной из основных сложностей в которой является создание образцов пригодных для массового воспроизведения персоналом с начальной степенью подготовки.

Ниша же авторских изделий в технике резьбы вполне благополучно живёт и развивается. Трудности и особенности массового производства позволили мастерам чётко позиционироваться и получать за своё творчество вполне адекватную цену. Изделия в этой технике всегда легко узнаваемы и художественно выразительны, а значит пользуются устойчивым спросом у ценителей.