Тиснение
Добавил(а) Administrator   

Само по себе это понятие знакомо всем. Правда скорее применительно к кожаным изделиям или книгам. Но суть тиснения по бересте та же самая - способность мягкого материала сохранять на себе изображения выдавленные каким-то твёрдым предметом. Береста в этом отношении такой же благодатный материал как и кожа. Потому такой способ украшения получил широкое распространение. Причём как самостоятельно, так и в сочетании с другими техниками.

Более того - это пожалуй самый распространённый способ украшения бересты на сегодня (речь естественно идёт о массовых изделиях). Действительно, изготовить сегодня клише любой сложности можно без проблем. Лазерные гравёры, фрезеры с программным управлением, электроэрозионные станки позволяют изготовить их быстро и качественно. Понятно, что ради одного изделия это экономически не выгодно, но когда речь идёт сотнях, то тут вполне всё окупается. Нанесение же рисунка с помощью такого штампа вообще процесс несложный и главное - быстрый. Именно поэтому тиснёные изделия весьма прочно оккупировали нижний ценовой диапазон. Могущая с ними конкурировать по технологичности и быстроте роспись на бересте не прижилась по ряду причин.

Вообще тиснёную бересту нужно выбирать очень внимательно. Техника действительно поддаётся автоматизации, но это совершенно не отменяет необходимости художественного видения. Оно тут пожалуй даже более важно чем в других техниках, ведь по сути тут нужно в уме прикинуть как это вытисненное будет смотреться на изделии? А это дано не каждому мастеру. Собственно по этой причине рынок и заполонён невнятными изделиями в данной технике. Сделали какой-то штамп, который не очень пошёл, но переделывать дорого, вот и наштамповали чем есть абы что.

Собственно по этой причине ручное авторское тиснение крайне редко встречается, ибо дискредитирована сама техника, да и покупатель смотрит на тиснение скорее как на бюджетный вариант, хотя делать его вручную долго и непросто. Да и в обычных сувенирных ларьках такое по адекватной цене не продашь. Зато тиснение широко используется как дополнительный художественный приём в комбинированных техниках (практически во всех работах Ольги Борониной этот приём очень широко используется как дополнение к резьбе и аппликации).

 

Ручное тиснение

Это то, на чём нужно остановится подробнее. Если со штампами и массовым производством всё понятно, то нанесение тиснения вручную часто требует даже некоей фантазии и оригинального взгляда на мир. Так что дух этого стиля пожалуй наиболее полно сохранился со стародавних времён. Естественно поменялся мир и если столетия назад тиснили обычно незамысловатыми железками типа шила, гвоздика или чего ещё что найдётся в хозяйстве. Сейчас по сути то же самое ... шестерёнки от старого будильника, зубной бур, шариковая авторучка ... просто само «хозяйство» у современного человека другое.

Осталось с тех времён и самое главное - умение разглядеть в сочетании небольших оттисков целостную картину и реализовать её. Находит своё место данная техника и в изделиях подчёркнуто имитирующих старые образцы.